Нередко можно услышать весьма сухие и монотонные выражения в школьных учебниках или на образовательных сайтах. Взрослые как-будто пишут их сами для себя, не думая о том, чтобы зажечь искорку интереса к знаниям в душе ребенка. Определения как правило начинаются словами: «Школьный микроскоп – это оптический прибор…», и в том же унылом монотонном духе. Объяснения такого духа способны только навести зевоту и дрему даже на взрослого, что уж говорить о детях.

Но как объяснить ребёнку, что это за диковинная штука? Как рассказать так, чтобы у маленького непоседы появилась подлинная тяга к этому удивительному прибору? Ведь мало что из вещей способно в сравнимой мере развить нашу пытливость и любознательность. Если вспомнить историю развития оптики и микроскопии, то можно заметить что ученые и инженеры, вносившие усовершенствования в конструкцию микроскопов, были активными людьми как раз с подобным складом мышления, никогда не терявшие юношескую тягу к познаниям.

Согласно главному правилу педагогики, усвоение материала происходит наилучшим образом, когда параллельно стимулируются анализаторы различного типа - зрительные, слуховые, тактильные. Иными словами – ребёнок не только слышит объяснение педагога или родителя, не только читает прилагаемое в комплекте к устройству красочное пособие о микромире, но и самостоятельно выполняет большинство требуемых действий.

Представьте себе как ваш малыш устанавливает препарат на предметный столик биологического микроскопа, выравнивая его положение и фиксируя его лапками-зажимами. Настраивает подсветку, фокусирует окуляр прибора, а для продвинутых аппаратов еще и подбирает диафрагму и фокус конденсера. Ребенок постарше может самостоятельно приготавливать препараты, вдыхая аромат луковицы или картофеля, старательно отрезая как можно более тонкий слой изучаемого объекта. Быть может он также самостоятельно окрасит препарат с помощью небольшой капли йода, люголя или специализированного анилинового красителя и аккуратно прикроет его покровным стеклом.

Ну а школьник старших классов может постараться развить упорство и физическую силу, самостоятельно отшлифовав и приклеив с помощью эпоксидной смолы к предметному стеклу шлиф для инструментального микроскопа, тем более что в продаже имеются весьма доступные по цене модели, такие как Levenhuk 2ST. Пригодится подобный аппарат и юным нумизматам или будущим археологам.

Красочные энциклопедии, увлекательные учебники и объёмные муляжи не заменят удовольствия от подобных самостоятельных изысканий. Обратите внимание, что все вышеперечисленные действия требуют ловких, тонких и умелых движений рук, развивают мелкую моторику и координацию, а значит сами по себе уже очень полезны для развития ребенка.

Школьный микроскоп имеет простую и понятную конструкцию. Порядок работы с ним будет понятен даже старшему дошкольнику. Стереотипным является мнение, что прибор используют только на уроках биологии: а как же изучение структуры обычной ткани на уроках труда, монет, отпечатков разного рода? Рассматривать песчинки, взятые с разных пляжей, будет интересно не только ребёнку, но и взрослому. Таким образом, пополнятся знания о разнообразии минералов и красоте окружающего нас мира. С таким же энтузиазмом и восторгом дети вынесут аппарат на балкон или на улицу, чтобы пронаблюдать насколько прекрасны и гармоничны снежинки.

Виды школьных микроскопов

Существует два вида школьных микроскопов: первый можно отнести к более раннему поколению. В окуляры таких микроскопов смотрели ещё наши дедушки и бабушки. И, тем не менее, популярность их в образовательных учреждениях нисколько не падает:

  • Стандартная модель имеет бюджетную цену, что весьма актуально для тех школ, финансирование которых лежит на плечах государства.

  • Технических характеристик хватает для изучения объектов согласно стандартным требованиям общеобразовательной программы.

  • Портативность: такой прибор легко переносить из одного учебного кабинета в другой для работы в нескольких классах потока либо на другом году обучения.

  • Автономность: для функционирования аппарата не требуется наличие электрической сети или аккумуляторных батареек. Единственный и небольшой недостаток – это зависимость от освещения: для работы с микроскопом в пасмурный день необходимо иметь дополнительный источник освещения.

  • Долговечность: при правильной и аккуратной эксплуатации приборы могут исправно функционировать целыми десятилетиями. Нередки случаи, когда микроскоп использовавшийся родителями, потом в той же самой школе открывает взгляд на микромир уже их детям.

Ко второму типу школьных микроскопов можно отнести современные модели, оснащенные различным дополнительным функционалом. Встроенная цифровая камера с интерфейсом для соединения с компьютером и наличие светодиодной подсветки облегчают восприятие материала, снижают нагрузку на глаза, позволяют демонстрировать материал сразу целой группе учащихся. Такой прибор просто необходим для лицеев и гимназий, где упор делается на естественные науки.

Свою популярность школьные цифровые микроскопы завоевали благодаря следующим характеристикам:

  • Возможность выводить изображение на монитор: необходимость в картонных таблицах в качестве наглядного примера отходит на второй план, ведь живая картинка всегда притягательней. Это побуждает ученика к тому чтобы сделать микропрепарат быстрее и качественней, ведь что может быть лучше чем похвала преподавателя и одноклассников!

  • Наличие дополнительного источника освещения, встроенного в прибор позволяет рассматривать содержимое предметного стекла даже в тёмное время суток. Это особенно актуально в нашей стране, где зимы приносят долгие темные ночи да и в летнее время солнце не так часто радует нас своим присутствием.

  • Дополнительный источник питания в виде аккумуляторных батареек, заряда которых хватает надолго, благодаря экономным светодиодным элементам, позволяет использовать прибор и вне стен школьного класса, в том числе и в полевых условиях. Ведь не секрет что настоящие биологи очень любят путешествия по дикой природе, одновременно изучая ее особенности.

  • Использование такого современного школьного микроскопа позволяет повысить образовательный уровень не только школьников, но и преподавательского состава: изображение, выводимое на экран монитора можно сохранять как в качестве фото, так и в качестве видео. Это ценно для любых исследовательских работ. Опытный преподаватель сможет сделать слайды для электронной презентации, подписать интересующие фрагменты изображения, выделить их цветом или контуром.

В рамках этих двух основных видов школьных микроскопов существует достаточное количество моделей. Выбор, а следовательно, и комплектация, зависит от сложности выполняемых заданий. Поэтому окончательное решение определяется уровнем учебной программы, которая находится на вооружении образовательного учереждения. Мы советуем выбирать микроскопы с цифровым подключением, верхней и нижней подсветкой и поворотным револьверным устройством для максимально комфортной работы учеников в классе. Возможны бюджетные варианты, когда для преподавателя биологии закупается мощный микроскоп лабораторного уровня (который также бывает цифровым), а для учеников более простые модели.