Имея в своём распоряжении микроскоп, можно создать настоящую лабораторию, даже в домашних условиях. Особенно интересными будут такие эксперименты для детей. Очень важно научить ребёнка применять полученные на уроках знания в обычной жизни. Такой подход не только стимулирует познавательный интерес, но и приносит массу практической пользы. Так, научившись определять некачественные продукты питания, ребенок сбережет здоровье всей семьи. Ведь не секрет, что качество продуктов питания, столь часто невысокое в нашей стране, во многом определяет самочувствие и работоспособность человеческого организма. А может так статься, что контроль качества продуктов питания станет со временем не только увлечением ребенка, но и его трудовым призванием.

Изучаем состав мёда

Для определения качества мёда лучше взять несколько образцов продукта. Таким образом, можно будет провести ещё и сравнительный анализ.

Берём предметное стекло и наносим на него мёд – делаем его мазок. Крайне желательно использовать одноразовые резиновые перчатки, чтобы не выпачкать в жире предметное или покровное стекло. Сам мазок нужно выполнять не пальцем, а шлифом — специальным стеклышком с ровной кромкой, аккуратно размазав мед по поверхности предметного стекла тончайшим слоем. Прикрываем полученный препарат покровным стеклом. Приучившись к правильному приготовлению микропрепаратов на таком простом и безопасном материале как мед, ребенок с возрастом сможет легко перейти на изучение более серьезного бактериального материала.

Настраиваем объектив на малое увеличение. В настоящем продукте присутствует глюкоза, которую можно различить по игольчатой форме (иногда напоминает микроскопические звездочки). Если в мед был добавлен сахар, то можно рассмотреть довольно крупные частицы правильной геометрической формы.

В натуральном продукте будет присутствовать пыльца. Если её нет или содержится мало, то перед вами находится фальсификат. Более точный результат можно получить с помощью люминесцентного метода. Для этого нам понадобятся:

  • тонкое предметное стекло;
  • люминесцентная установка (настольный светильник с соответствующей лампой);
  • мёд.

 

Берем новые чистые предметное / покровное стекла и шлиф. Как уже было описано выше, наносим мазок на предметное стекло и прикрываем его покровным стеклом. Полученный препарат затем помещается под люминесцентную установку. Расстояние от стекла до лампы должно составлять около 5 см, а угол наклона порядка 45 градусов. Результат – это цвет, которым светится продукт:

Цвет мазка мёда

Качество мёда

Жёлтый

Натуральный продукт высокого качества

Жёлтый с зеленоватым оттенком

 

Травянисто-зелёный

Продукт низкого качества с возможным добавлением воды

Cине-зелёный

Фальсифицированный мёд с примесями крахмала

Свинцово-серый

Фальсифицированный мёд с добавлением сахара

 

Рассматриваем сахар, соль и соду

Под микроскопом можно рассмотреть структуру сахара. Это может быть очищенный свекольный сахар, тростниковый или даже сироп.

На снимке, который сделан с помощью видеокамеры, идущей в комплекте с цифровым микроскопом, можно увидеть, что кристаллы имеют правильную форму. В большинстве своём это прямоугольники. По форме сахарные кристаллы очень похожи на драгоценные камни, поскольку имеют около 14 граней, которые отражают свет.

Даже растворившись, сахар сохраняет форму, подобную кристаллам. Для получения такого микропрепарата нужно капнуть каплю сиропа на предметное стекло и оставить на несколько дней, пока она не высохнет. Получается нечто подобное этому:

Тростниковый сахар будет выглядеть несколько иначе: кристаллы имеют более крупную форму с коричневым оттенком.

Интересно посмотреть соль, крупинки которой в своём большинстве имеют шарообразную структуру:

Примечательно, что соль, которая получена методом испарения морской воды, похожа на кристаллы сахара, только более вытянутые, удлинённые. Почему кухонная и морская соль отличаются по форме? Дело в том, что до того, как соль попадает на наш стол, она приходит много этапов пересыпания из больших ёмкостей в те, что меньше - расфасовка. В результате трения гранул между собой, углы кристаллов стираются.

Сода – это ещё меньшие частицы, которые группируются:

Такие эксперименты можно ставить в школьном классе. Интересной станет организация викторины или соревнования, где ребятам нужно будет угадать, что за вещество находится под объективами 3х разных микроскопов (сахар, соль, сода). Изображение будет примерно таким: